МОЩИ СВЯТЫХ
СОДЕРЖАНИЕ |
Алексий Мечев, праведный. Обретение мощей Святого
Скончался отец Алексий Мечев 22 июня 1923 года. Последний вечер он был радостен, ласков со всеми, вспоминал отсутствующих, особенно внука Алешу. Смерть наступила сразу же, как только он лег в постель, и была мгновенной. Погребен на Лазаревском кладбище.
Через десять лет в связи с закрытием Лазаревского кладбища останки отца Алексия и его жены были перенесены 28 сентября 1933 года на кладбище «Введенские горы», именуемое в народе Немецким. Тело отца Алексия было в ту пору нетленным. Лишь на одной из ног нарушился голеностопный сустав и отделилась стопа. Все последующие десятилетия могила отца Алексия была, по свидетельству администрации кладбища, самой посещаемой. Регулярно приходилось добавлять земли в могильный холмик, так как прибегавшие к помощи отца Алексия уносили ее с собой...
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года протоиерей Алексий Мечев был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Отец Алексий был канонизирован одновременно со своим сыном, священномучеником Сергием, и со множеством новомучеников и исповедников Российских.
В 2001 году на праздник Всех святых в земле Российской просиявших совершилось обретение мощей святого праведного Алексия Московского. Работу по вскрытию могилы проводили археологи в присутствии преосвященного Алексия, епископа Орехово-Зуевского. Когда стала видна крышка гроба, в воздухе ощутилось дивное благоухание. Перенесение мощей состоялось 29 сентября 2001 года.
В настоящее время мощи святого праведного Алексия Мечева находятся в Московском храме святителя Николая в Кленниках.
ГРОБНИЦА
Освидетельствование захоронения святого праведного Алексия Мечёва на Введенском кладбище в г. Москве было проведено в июне 2001 г. Протоиерей Алексий Мечёв, один из известнейших и наиболее почитаемых московских священников начала XX в., первоначально был погребен рядом с супругой Анной Петровной на Лазаревском кладбище в г. Москве, но в 1933 г. их останки были перезахоронены на Введенском кладбище.
По свидетельству участника перенесения останков, врача-невропатолога С.А. Никитина (в будущем – епископа Стефана), «тело о. Алексия было в ту пору нетленным; лишь на одной из ног нарушился голеностопный сустав и отделилась стопа».
После снятия крышки гроба выяснилось, что кости скелета лежат хаотично, в порядке, не соответствующем анатомическому: позвонки, ребра, кости таза и рук перемешаны. В изголовье гроба близ черепа сохранились остатки подушки, набитой мелкой древесной стружкой. Череп покоился на деревянном дне гроба за пределами подушки. Среди костных останков были найдены мелкие фрагменты истлевшей светлой ткани полотняного переплетения. На внутренних стенках гроба сохранились остатки его обивки из цветной бумаги. Ни остатков священнических облачений, ни других атрибутов священника, указывающих на сан погребенного, в гробу не оказалось. Наряду с явным противоречием между свидетельством С.А. Никитина и положением костных останков в гробу это заставило крайне осторожно отнестись к идентификации захоронения. И лишь тщательная судебно-медицинская экспертиза, проведенная В.Н. Звягиным и включавшая, кроме половозрастных сопоставлений, сравнительное исследование графических изображений черепа из захоронения с имеющимися фотоснимками о. Алексия Мечёва в положении анфас и профиль, подтвердила достоверную принадлежность черепа и фотоснимков одному и тому же человеку.