МОЩИ СВЯТЫХ
СОДЕРЖАНИЕ |
Матрона Московская, блаженная
Археологические исследования Святых Мощей
В марте 1998 г. проходило освидетельствование захоронения блаженной старицы Матроны на Даниловском кладбище в г. Москве.
Расчистка захоронения показала, что перед погребением старица Матрона была облачена в светлое шелковое платье, опоясана поясом «Живый в помощи», снабжена деревянным нательным крестом, подвешенным на шелковой ленте, иконкой, а также погребальным крестом, изготовленным из тонкой фанеры и имеющим типографски выполненную наклейку с изображением Распятия.
Этот крест вместе с разрешительной молитвой, напечатанной на бумаге типографским способом, был положен на тело усопшей поверх одежд. Лицами, присутствовавшими при захоронении, были положены в гроб советская монета, отчеканенная в 1949 г., и два раскрашенных пасхальных яйца. Последнее не предусмотрено Церковным Уставом, но освящено народной традицией: в гроб умершим на Пасху полагается класть яйцо.
Вскоре после обретения мощей у представителей Московской Патриархии неожиданно возникли сомнения в их принадлежности именно старице Матроне, а не другой старице, погребенной на этом же кладбище в 1930-х гг. Данные археологии сразу же позволили снять все сомнения. Находка монеты внутри гроба означала, что захоронение было совершено не ранее 1949 г. Кроме того, наличие в гробу пасхальных раскрашенных яиц свидетельствовало, что захоронение было совершено вскоре после празднования Воскресения Христова. Из жизнеописания старицы Матроны известно, что она скончалась 2 мая и была погребена 4 мая 1952 г., в Неделю жен-мироносиц, то есть в третью неделю по Пасхе.
Погребальное облачение блаженной старицы Матроны и другие текстильные предметы из захоронения были переданы нам на реставрацию.
Реставрация пояса «Живый в помощи» и шелковой ленты от нательного креста не вызвала особых трудностей ввиду их хорошей сохранности. Сложнее обстояло дело с погребальным облачением старицы, сшитым из шелкового атласа. На момент поступления в реставрацию оно представляло собой отдельные разрозненные детали, на которых сохранились следы от машинных швов. Детали были сильно деструктированы, загрязнены грунтом и гуминами. На отдельных участках ткань полностью истлела. Почти всюду были видны отверстия от корней растений и жизнедеятельности насекомых. Ткань утратила свойства шелка, стала слабой и ломкой.
После первичной консервации и обеззараживания детали облачения были пластифицированы глицерином. Затем была проведена первичная безводная очистка органическим растворителем и механически устранены основные загрязнения. После повторной пластификации глицерином все детали были расправлены на стекле. Затем смесью спирт-вода-глицерин была проведена очистка наиболее загрязненных гуминами участков. На последнем этапе все детали были промыты в водном растворе поверхностно-активного вещества. После очистки ткань приобрела легкость, стала тонкой, мягкой, восстановился первоначальный золотистый цвет шелка.
После сушки была проведена консервация ткани, и все детали были дублированы на плотную хлопчатобумажную ткань. Затем был произведен монтаж деталей с частичным восполнением утрат материалами, взятыми из неопределимых разрозненных фрагментов. В результате принятых мер облачение приведено в экспозиционное состояние и ныне находится в специальном ковчеге в храме святителя Мартина Исповедника в г. Москве.