МОЩИ СВЯТЫХ
СОДЕРЖАНИЕ |
Никита Столпник, преподобный. Мощи Святого и гробница
В мае 2000 г. был произведен поиск и исследование места захоронения преподобного Никиты Столпника, одного из семи святых г. Переславля-Залесского.
Преподобный Никита, уроженец Переславля, жестокий и алчный сборщик податей при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском, раскаявшийся после услышанной проповеди и последовавших за этим видений, во второй половине XII в. стал насельником Переславского Никитского монастыря. Искреннее покаяние, телесные подвиги, чудесный дар исцелений прославили преподобного еще при жизни, внезапно оборвавшейся от рук родственников в ночь на 24 мая 1186 г. По инициативе святителя Фотия, митрополита Московского, в начале XV в. была предпринята попытка эксгумации мощей преподобного Никиты, которая не увенчалась успехом из-за грозных небесных знамений, и мощи остались под спудом.
Археологические раскопки позволили найти гробницу преподобного Никиты Столпника и выяснить, что перед погребением, согласно Студийскому уставу, на преподобного возложили схиму и кожаный парамандный крест, тело облачили в одежды из грубой шерстяной ткани, ноги обули в кожаные сандалии. Погребение было совершено в нежилой части монастыря под открытым небом в деревянном гробу, покрытом по древнерусскому обычаю пластинами бересты. На дно гроба под голову преподобного положили каменное «возголовьице». Судебно-медицинская экспертиза, проведенная профессором В. Н. Звягиным, подтвердила сведения «Жития» о насильственной смерти преподобного, на черепе которого обнаружены повреждения от сильного удара твердым зубчатым предметом. Были обнаружены и следы эксгумации начала XV в. Ее участники выкопали обширную яму, не совпадающую по ориентации с могильной. Добравшись до гроба, удалив часть бересты и сняв часть крышки в изголовье, они достали череп и завернули его в плат из венецианского камчатного шелка. Внезапно налетевший ураган заставил прекратить эксгумацию. Череп был помещен обратно в гроб. Для защиты от грунта его вновь прикрыли пластинами и лентами бересты и по афонскому обычаю обложили брусковыми кирпичами. Над могилой установили белокаменное надгробие.
После включения гробницы в структуру первого каменного соборного храма постройки 1528 г. над ней была установлена рака, на которой какое-то время лежал дошедший до наших дней шитый покров, выполненный в 1555–1560 гг. в мастерских царицы Анастасии Романовны.
Со временем древняя рака была утрачена, а точное местоположение гробницы забыто, и в XIX в. она оказалась застроенной кирпичным калориферным воздуховодом. Только детальное археологическое исследование позволило обрести и достоверно идентифицировать мощи преподобного Никиты Столпника спустя 814 лет после его кончины.
Следующим этапом работ была реставрация текстильных и кожаных изделий из гробницы. Почти полностью удалось восстановить облик куколя. Его очелье обрамляло вырез для лица, в центре были изображены три контурных косых креста, вышитых тамбурным швом красными нитями. Нижний край очелья украшен полосой золотистого шелка и красными нитями. Над очельем и на его нижних оконечностях в квадратных клеймах, выполненных красными и золотистыми нитями, расположены прямые равноконечные кресты. Оконечности завершаются горизонтальными прямоугольными клеймами, заполненными перекрещенным зигзагом, вышитым красными нитями.
Погребальное облачение (мантия) преподобного Никиты Столпника представлено остатками двухслойной верхней одежды из темной овечьей шерсти. Наружный слой сохранился в виде двух крупных и множества мелких разрозненных фрагментов грубой шерстяной ткани полотняного переплетения. Подкладка из тонкой шерстяной ткани саржевого переплетения сохранилась в виде отдельных фрагментов.
Мантия, сшитая из нескольких полотен ткани, была распашной, отрезной сзади по талии с «борами» на спине, то есть была скроена по типу кафтана или поддевки, которая и в наши дни является молитвенной одеждой старообрядцев Приуралья. В частности, почти полностью сохранилась спинка с подшитым к ней присборенным низом. Если руководствоваться этнографическими аналогиями, данный тип кроя позволяет заключить, что одежда имела подкладку только выше пояса, то есть так называемую подоплеку.
На черепе и под ним находились остатки шелковой венецианской камчатной ткани (пятинитное атласное переплетение репсовой структуры) золотистого цвета, в которую череп был завернут при попытке эксгумации мощей в начале XV в. Ткань сильно истлела и сохранилась лишь в небольших фрагментах, что не позволило реконструировать ее крупный растительный рапорт. Тем не менее, ряд характерных элементов орнамента указывает на время и место изготовления ткани.
В области ног преподобного Никиты находились остатки двух сплющенных под тяжестью грунта сандалий, изготовленных из хорошо выделанной кожи, окрашенной в черный цвет. Каждая сандалия представляет собой двухслойную подошву с открытым заостренным носком и закрытым задником, напоминающим нос ладьи. В передней части сандалии имеется отходящий к внутренней стороне стопы язычок для прикрепления лямки, которой сандалия подвязывалась к ноге.
Сандалии чрезвычайно просты и архаичны. Помимо чисто утилитарных требований, сформулированных в IV в. святителем Василием Великим, их специфический крой (подошва с закрытой пяткой и открытыми пальцами) полностью отвечает символическому значению сандалий монаха, объясненному в XV в. святителем Симеоном Солунским: «...дабы не повредил он мысленных ног души, не был уязвлен мысленными змиями в пяту помыслов, но чтобы наступал на них...».
В области шеи преподобного Никиты найдены обрывки параманда, сплетенного из четырех узких полосок окрашенной в черный цвет кожи, так называемые «плетцы». Среди праха в срединной части гроба найден также небольшой фрагмент почти полностью истлевшего кожаного пояса, сохранивший тиснение в виде круглых розеток.
После полной реставрации текстильных и кожаных остатков они приобрели экспозиционный вид и были возвращены для молитвенного поклонения в Никитский монастырь.