МОЩИ СВЯТЫХ
СОДЕРЖАНИЕ |
Борис и Глеб, св. князья страстотерпцы. История их Мощей
15 мая Православная Церковь отмечает память перенесения в 1115 году мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба в новую церковь усыпальницу.
Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами в лике мучеников страстотерпцев.
Русские князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) были младшими сыновьями Киевского великого князя Владимира Святославовича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти князя Владимира, они были убиты старшим братом Святополком Окаянным.
Из сказаний о Борисе и Глебе известно, что они были воспитаны в христианском благочестии. Борис получил хорошее образование, любил читать Священное Писание и, особенно, жития святых. Глеб разделял стремление брата посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца.
Еще при жизни отца Борис получил в удел Ростов, а Глеб - город Муром.
Вскоре после смерти князя Владимира старший его сын Святополк объявил себя великим князем Киевским и, стремясь оградить себя от возможного соперничества брата Бориса, на стороне которого были симпатии народа и войска, подослал к нему убийц. 24 июля 1015 года князь Борис был убит на реке Альте. Его тело тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк также вероломно убил и второго брата – Глеба, вызвав его из его удела Мурома. Глеб был убит 5 сентября 1015 года в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I.
Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие четыре года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.
Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.
Мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории.
2 мая 1069 года в Киев вошел великий князь Изяслав, изгнанный в сентябре 1068 года с княжения в результате восстания киевлян. В благодарность за содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый. 2 мая 1072 года мощи святых были перенесены во вновь сооруженную князем Изяславом церковь.
В 1011 году князь Олег Святославич построил на свои деньги каменную церковь, в которую при Владимире Мономахе были перенесены мощи святых.
Перенесение мощей в новую, выстроенную во имя Бориса и Глеба церковь в Вышгороде, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), произошло 2 мая (15 по новому стилю) 1115 года.
И с тех пор этот день памяти перенесения мощей стал широко праздноваться на Руси.
Церковь также отмечает память первых русских святых в день убиения Бориса 24 июля (6 августа и в день убиения Глеба 5 (18) сентября.
Центром почитания Бориса и Глеба в домонгольский период стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде в 1115 году. В ней кроме мощей хранились и другие реликвии, связанные с братьями, среди которых был меч Бориса, вывезенный в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским. Церковь была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в 1743, 1814 и 1816 годах, не дали результата.